Формирование информационного иммунитета школьников:
проблемы и пути решения
"То, что попало в Интернет, останется там навсегда. Завтра наши дети могут сильно пожалеть о своем поведении и оставленных следах в соцсетях. Это может негативно отразиться на их карьере, социальном статусе и вообще представляет собой благодатную почву для шантажа в будущем. Не говоря о том, что опубликованная информация может задеть и нас, родителей".
Евгений Касперский
В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Использование Интернета в образовательных учреждениях и дома расширяет информационное образовательное пространство обучающего и позволяет повысить эффективность обучения. Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").
Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие.
Однако использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей.
По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до10 млн. интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети детей выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов. Примерно 40% школьников посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. Не секрет, что у многих развивается интернет-зависимость и игромания. Отказываться от информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ к Интернету может привести к:
·киберзависимости,
· заражению вредоносными программами при скачивании файлов,
· нарушению нормального развития ребенка,
· неправильному формированию нравственных ценностей,
· знакомству с человеком с недобрыми намерениями.
Сегодня проблема информационной безопасности школьников стала актуальной. Надо с первого знакомства с информационными технологиями разъяснять ребенку, как ему вести себя в информационном пространстве. Важно, чтобы взрослые, и дети понимали, что в информационном пространстве есть свои плюсы и минусы, есть плохое и хорошее. Необходимо научить детей извлекать из ресурсов только лучшее и безопасное, делать осознанный и грамотный выбор. Необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые возникают у них при использовании Интернет. Чем больше взрослые будут знать о том, как дети используют Интернет, тем проще определить и объяснить, что является приемлемым и безопасным.
Запрет доступа к негативной информации формирует у ребенка желание получить эту информацию во что бы то ни стало. И эту информацию он может получить вне школы и дома у друзей или знакомых. Поэтому очень важно формировать информационную культуру и создать индивидуальную рабочую среду ребенку и в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.
Формирование информационной культуры и безопасности - процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Задача взрослых (педагогов, родителей) - формирование разносторонней интеллектуальной личности, нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности. Для преодоления негативного воздействия сети Интернет школа должна проводить целенаправленную воспитательную работу с коллективом учащихся, родителей.
Опасности сети Интернет
Контентные риски
Информация нежелательного характера, которая несет в себе контентные риски, - это различные информационные ресурсы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию, а именно:
- информация о насилии, жестокости и агрессии,
- информация, разжигающая расовую ненависть, нетерпимость по отношению к другим людям по национальным, социальным, групповым признакам,
- пропаганда азартных игр,
- пропаганда и распространение наркотических веществ, отравляющих веществ,
- пропаганда деятельности различных сект, неформальных молодежных движений,
- нецензурная лексика и т.д.
В сети Интернет такую информацию можно встретить практически везде: в социальных сетях, блогах, торрентах, персональных сайтах, видеохостингах и др. Не являются исключением и мобильные сервисы.
Распространение противозаконной информации преследуется по закону, например, распространение наркотических веществ через Интернет, призывы к разжиганию национальной розни и экстремистским действиям. Внутреннее законодательство каждой страны предусматривает различные виды наказания за распространение противозаконной информации.
Неэтичная и вредоносная информация может быть направлена на манипулирование сознанием и действиями различных групп людей. Это могут быть сайты, на которых люди обсуждают способы причинения себе боли или вреда, способы чрезмерного похудения, сайты, посвященные наркотикам, и др. Такая информация часто бывает заманчивой и может оказывать сильное психологическое давление на детей и подростков, которые не способны до конца осознать смысл происходящего и отказаться от просмотра и изучения сайтов с подобным содержимым.
Вредоносный контент может привести к заражению компьютера вирусами и потере важных данных, например, просмотр тех или иных видеоматериалов через сеть интернет приводит к заражению компьютера вирусами. Очень многие распространители подобного негативного контента преследуют цель заразить компьютер, чтобы в дальнейшем иметь возможность манипулировать данными и действиями зараженного компьютера, получить деньги незаконным способом. Такие действия могут преследоваться по закону в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ (ст. 272,273,274).
Что надо знать о проблемах недостоверной информации в Интернете?
В Интернете есть большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной, ни достоверной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить достоверность, актуальность и полноту информационных материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете. В Интернете не существует служб редакторов и корректоров (такие службы функционируют только в электронных средствах массовой информации), никто не проверяет информационные ресурсы на достоверность, корректность и полноту. Поэтому нельзя использовать Интернет как единственный источник информации, необходимо проверять информацию по другим источникам, особенно если эта информация касается жизненно важных моментов в жизни человека, например, здоровья, обучения, нормативно-правовых актов и т.п.
Коммуникационные риски или риски общения в сети Интернет
Коммуникационные риски связаны с общением и межличностными отношениями Интернет-пользователей. Интернет - это не только средство массовой информации и всемирный справочник, но и среда для общения. В интернете существует много инструментов, позволяющих организовать места для общения – социальные сети, блоги, чаты, форумы, гостевые книги, списки рассылки и пр.
Примерами коммуникационных рисков могут быть: знакомства в сети и встречи с Интернет-знакомыми, интернет-хулиганство: преследование, запугивание и оскорбления (кибербуллинг), незаконные контакты, и др. С коммуникационными рисками можно столкнуться при общении в мобильных сервисах, чатах, онлайн-мессенджерах (ICQ, Skype, MSN и др.), социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и т.д.
Интернет-хулиганство, киберпреследование, киберзапугивание (кибербуллинг) – это явления не только виртуальной, но и реальной жизни.
Английское слово буллинг (bullying, от bully – драчун, задира, грубиян) обозначает запугивание, унижение, травлю, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Буллинг, осуществляемый в виртуальной среде с помощью Интернета и мобильного телефона, называют кибербуллингом. Кибербуллинг, преследование с использованием цифровых технологий, сильнее всего действует на детей и подростков.
Кибербуллинг не менее опасен, чем реальные издевательства. В отличие от реальной травли, для кибер-буллинга не нужно быть здоровяком, достаточно компьютера, времени и желания кого-то терроризировать. Распространение кибербуллинга, во многом, отражает проблемы морали в обществе, где к человеку не относятся, как к ценности, личности и игнорируют его проблемы и переживания, отвечают цинизмом. Основной площадкой для кибербуллинга в последнее время являются социальные сети. В них можно оскорблять человека не только с помощью сообщений – нередки случаи, когда страницу жертвы взламывают (или создают поддельную на ее имя), где размещают лживый и унизительный контент.
Знакомства в Интернете и встречи с Интернет-незнакомцами
Общаясь в сети, Вы можете знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных Вам в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения личной информации о себе и своей семье. Анонимность и приватность в сети - давно иллюзия. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против человека.
Также пользователь рискует подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам. Особенно опасным может стать – установление дружеских отношений с целью личной встречи (груминг). Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник, чаще всего представляясь сверстником, входит в доверие к ребенку, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей информацию, которой потом могут шантажировать.
Электронные риски
Электронные риски – это вероятность столкнуться с хищением персональной информации и/или подвергнуться атаке вредоносных программ.
Вредоносные программы– различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации. Подобные программы чаще всего снижают скорость обмена данными с Интернетом, а также могут использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети. Вредоносное программное обеспечение использует множество методов для распространения и проникновения в компьютеры, не только через внешние носители информации (компакт-диски, флешки и т.д.), но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов.
Потребительские риски
Потребительские риски- злоупотребление в Интернете правами потребителя, включают в себя:
- хищение персональной информации с целью кибермошенничества,
- потеря денежных средств без приобретения товара или услуги,
- риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию,
- азартные игры на деньги.
Хищение личной информации
Кража личных данных или кибермошенничество – любой вид мошенничества, в результате которого происходит хищение личной информации, к примеру, паролей, имен пользователей, банковских данных, номеров кредитных карточек и т.д. Кража данных доступа к счету пользователей является наиболее распространенным видом мошенничества в Интернете. Хищение личных данных через Интернет иногда называется фишингом.
Многие интернет-аферы – это варианты мошеннических схем, существовавших еще до появления Сети, число которых увеличилось вместе с популярностью онлайн-шоппинга и других типов электронной коммерции. Для обмана пользователей интернет-мошенники используют электронную почту, чаты, форумы и фальшивые веб-сайты. Виды кибермошенничества: вишинг, фишинг, фарминг, нигерийские письма и т.п. Вы можете самостоятельно научиться распознавать мошеннические сообщения, познакомившись с их некоторыми отличительными признаками.
Фишинговые сообщения могут содержать:
- сведения, вызывающие тревогу, или угрозы, например, закрытия ваших банковских счетов;
- обещания большой денежной выгоды с минимальными усилиями или вовсе без них;
- сведения о сделках, которые слишком хороши, для того, чтобы быть правдой;
- запросы о пожертвованиях от лица благотворительных организаций после сообщений в новостях о стихийных бедствиях.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
- Проводите работу по формированию информационной культуры у детей и подростков как одной из составляющих духовной культуры общества.
- Включайте в тематику родительских собраний, педагогического всеобуча темы: «Компьютер: добро или зло», «Информационная компетентность: отбор компьютерных сайтов и программ для детей».
- Знакомьте родителей с видами информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также с негативными последствиями распространения такой информации.
- Проводите медиа-уроки с целью привития обучающимся навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде («Защита прав детей в сети Интернет»).
- Формируйте психологическую, социальную, информационную компетентность детей с целью профилактики «ухода » ребёнка в интересы виртуального мира.
- Работайте над собственной информационной культурой с целью компетентного диалогического общения с учащимися.
- Обучайте родителей, детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
Ситуативные задачи. Предложите ребенку ответить на вопросы, как бы он поступил, если бы оказался в одной из следующих ситуаций. Проанализируйте полученные ответы вместе. В случаях, когда ребенок затрудняется ответить или предложенный им вариант может привести к отрицательным последствиям, окажите ему помощь и посоветуйте как поступить правильно.
Ситуация 1. Ты общаешься в социальной сети со своими друзьями. Неожиданно от незнакомого тебе человека приходит сообщение: «Привет, у тебя отличные фото! Только у меня все равно круче! Жми скорее сюда!». Предлагается перейти по ссылке для просмотра фотографий. Как следует поступить в данной ситуации?
Ситуация 2. Ты находишься в сети Интернет, изучаешь сайты с информацией о далеких планетах. Вдруг наталкиваешься на сайт , который предлагает составить твой личный гороскоп. Ты переходишь по ссылке, отвечаешь на все предложенные вопросы. В конце опроса тебе предлагается ввести номер мобильного телефона. Какими будут твои действия? Почему?
Ситуация 3. Тебе позвонил друг и сообщил, что увидел в Интернет сообщение о срочном сборе средств для больного ребенка. Деньги предлагается перевести на счет указанного мобильного телефона или на электронный кошелек. Твой друг настаивает на помощи ребенку. Какими будут твои действия? Почему?
Ситуация 4. Во время общения в социальной сети тебе приходит сообщение: «Привет! Мы с тобой как-то виделись у наших общих друзей. Решил тебя найти в сетях. Классная у тебя страничка! Может пойдем вечером гулять?» Как ты поступишь в этой ситуации? Почему?
ИГРА «СВЕТОФОР»
Предложите детям игру «Светофор». Объясните, что и в сети Интернет должны применяться правила «движения», выполнение которых позволит избежать серьезной опасности для жизни и здоровья. Раздайте каждому участнику карточки зеленого, красного и желтого цветов. Поясните, что красный цвет означает отрицательный ответ, зелёный – положительный, желтый – спрошу совета взрослых. Задавайте участникам вопросы или предлагайте оценить утверждения, используя карточки. Участник, набравший максимальное количество правильных ответов становится инспектором информационной безопасности (ведущим) и продолжает задавать свои вопросы остальным. Игру можно проводить среди отдельных ребят, команд, групп, классов, а также вместе с родителями. Использование таких занимательных форм позволит определить степень усвоения правил работы в Интернете, но и предоставив детям возможность стать ведущими – увидеть уровень осведомленности детей в возможных рисках и угрозах бесконтрольного использования информационных ресурсов.
Предлагаем варианты вопросов и утверждений:
- Могут ли вредоносные программы украсть вашу переписку с друзьями? (Да)
- Можно ли скачивать игры с неизвестных сайтов? (Нет)
- Можно ли открывать письма от неизвестного вам человека, если он предлагает перейти по определенной ссылке, чтобы посмотреть фотографии, картинки? (Нет)
- Нужно ли советоваться с родителями, если незнакомый человек предлагает совершить какие-либо действия (скачать игру, посмотреть видеоролик)? (Да)
- Все ли сайты в интернете безопасны? (Нет)
- Можно ли использовать сеть Интернет безо всяких опасений? (Нет)
- Может ли общение в социальных сетях принести вам какой-нибудь вред? (Да)